Страницы

Наша школа

Образование в г.Воркута

Образовательные сайты

Русские писатели и поэты

Моя программа "Уроки успешности"


СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО учителей
русского языка и литературы МОУ «СОШ    №35 с УИОП» г. Воркуты
_________________Грозных Е.В.
руководитель ШМО учителей
русского языка и литературы «29» августа 2013 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «СОШ № 35 с УИОП»
г. Воркуты
   ______________Рябцева Ю.А..
 «31» августа       2013 г




Рабочая  программа внеурочной деятельности
по русскому языку и литературе

Уроки  успешности




                                                                             
                                                                                Автор-составитель:
                                                                     Грозных Е.В.,
                                                                     учитель русского языка и литературы
                                                                     МОУ «СОШ №35 с УИОП», г. Воркуты
                                                                     







                                                             




                                                          2013

Пояснительная записка

   Русский язык и литература – это предметы гуманитарного цикла,  которые позволяют раскрыть перед учащимися  мир общечеловеческих ценностей. С одной стороны, современное состояние общества делает актуальным проблемы духовно развитой личности, а значит, способность адекватно реагировать на поступки окружающих людей, проявляя при этом высоконравственные качества.  С другой стороны,  мы сейчас живем  в мире многообразных технологий, что не позволяет учащимся в полной мере социализироваться и самореализоваться.
Таким образом,  знания в гуманитарной области в большей степени необходимы выпускнику школы. Уровень обучения школьников должен обеспечивать формирование у учащихся умений постигать вершинные произведения отечественной и мировой литературы, которые помогут сформировать не только картину жизни, но и сформировать духовно развитую личность, обладающую гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма.
Сформировать данное представление трудно без обучения, основанного на практической значимости.
Современный выпускник должен иметь стремление к самосовершенствованию и саморазвитию, а значит, он должен обладать навыками целеполагания и самоконтроля. Качественно новое представление о личности выпускника определяет цели обучения, которые должны быть направлены  на  формирование у школьников умения рассуждать, мыслить, анализировать, познавать.
Средствами урока трудно организовать реализацию развития умения школьников планировать свою работу, проявить высокий уровень самостоятельности, поэтому актуальность внеурочной деятельности по предмету  в настоящее время  очень высока.  Средствами внеурочной деятельности возможно обеспечить высокий уровень формирования основных компетенций учащихся.
Хорошо организованная и  систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки,  полученные учащимися на уроках,  с другой — глубже раскрывать богатства предмета, познакомить учащихся с материалом, которые не изучаются на уроках. Систематическая внеклассная работа с успехом может обеспечить создание благоприятных условий для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся. На внеклассных занятиях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки — учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, проявлять творческие способности.
Таким образом, целью программы внеклассной работы по русскому языку и литературе является формирование языковой   грамотности учащихся, обеспечивающих достижение школьниками необходимого в жизни и обществе социального и учебного опыта, способствующего достижению оптимального уровня учебных результатов.
Задачи
-         Формирование положительной мотивации к изучению предмета
-         Создание условий для эффективного использования образовательной среды по повышению качества знаний учащихся.
-         Изучение особенностей слабоуспевающих  и неориентированных на изучение русского языка и литературы учащихся,  причин их отставания в учебе и слабой мотивации
-         Формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду
-         Развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальны запросов, интересов, склонностей;
-         Воспитание  толерантности, уважительного отношения друг к другу, умения общаться в коллективе.
Программа предназначена для учащихся с 5 по 11 классы.
Все программные мероприятия направлены на содействие активному развития личности учащихся, формированию универсальных учебных умений, а именно:
Личностных результатов:
- Формирование целостного мировоззрения, через  выработку собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
-Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
-Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
-Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории
-Оценивать жизненные ситуации с точки зрения  нравственного поведения
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и, прежде всего, продуктивные задания  на:
- формирование основ мировоззрения и мироздания;
- воспитание высоконравственных душевных чувств: доброты, милосердия, сострадания, толерантности, взаимопомощи;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели.
-Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.
-Работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, компьютер.
-Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
-Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.
-Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
-Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
-Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Средством формирования регулятивных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
-Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.
-Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
-Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.
-Использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
-Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать правила информационной безопасности.
-Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал и прежде всего продуктивные, нацеленные на:
-осуществление  поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- построение сообщения в устной и письменной форме;
-  анализе  текстов различных жанров и типов речи с выделением существенных и несущественных признаков;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач  в повседневной жизни.
Коммуникативные УУД:
-Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
-В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
-Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
 -Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование элементов технологии продуктивного чтения.
Программа предусматривает отдельные направления работы, которые систематизируют мероприятия для учащихся с различным уровнем интереса к изучению русского языка и литературы:

Направление «Профилактическое»
Категория учащихся
учащиеся с низким уровнем мотивации и учащиеся, испытывающие значительный уровень сложности при овладении учебным материалом. 
Цель
осуществление деятельности по предупреждению  неуспеваемости
Задачи

*     формирование навыков, обеспечивающих овладение русским языком и литературой на базовом уровне, и выполнение практических задач;
*     содействие развитию коммуникативной культуры учащихся;
*     развитие рефлексии, обеспечивающей повышение самооценки.
принципы

*     Дополнительные занятия по русскому языку  проводятся с небольшой группой учащихся, достаточно однородными по уровню обученности.
*     Индивидуальность занятий предполагает максимально индивидуальный подход к каждому ребенку.
*     Систематичность проведения занятий.
*     Постоянный анализ результатов обучения и систематическое изучение основных ошибок.
Методы  и формы работы:

*     Работа по индивидуальным образовательным программам  коррекции имеющихся трудностей;
*     Проведение групповых занятий по   ликвидации непониманий в  изучении;
*     Предметные массовые внеклассные мероприятия;
*     Консультации родителей
Критерий эффективности

*     Повышение уровня мотивации  в изучении русского языка и литературы;
*     Повышение показателей успеваемости.
*     Содержание деятельности в данном направлении в больше степени зависит от индивидуальных и  личностных особенностей детей. Большая эффективность достигается при формировании индивидуального образовательного маршрута ребенка.
Прогнозируемый результат
Уменьшение количества учащихся с низким уровнем мотивации и повышение качества знаний по предметам.
Направление «Мотивационное»
Категория учащихся
все учащиеся школы.
Цель
развитие положительной мотивации  учащихся к изучению русского языка и литературы
Задачи

*     расширение знаний учащихся по предмету;
*     содействие развитию  способностей учащихся, обеспечивающих высокий уровень успешности;
*     создание условий для развития у учащихся умения самостоятельно осуществлять решение творческих задач;
*     расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении русского языка  литературы
принципы

*     Дополнительные занятия по русскому языку проводятся в основе принципов добровольности, доступности, возрастного соответствия, повышения роли самостоятельности;
*     Форма проведения внеурочных занятия должна вызывать интерес у большого количества учащихся школы.
*     Систематичность проведения занятий.
*     Постоянный анализ результатов обучения и систематическое изучение основных ошибок.

Методы  и формы работы:

*     творческие работы;
*     предметные вечера и конкурсы;
*     групповые занятия с сильными учащимися;
*     кружковые занятия;
*     интеллектуальные конкурсы;
*     интеллектуальный марафон;
*     работа по индивидуальным планам;
Критерий эффективности

*     Высокий уровень познавательного интереса к предмету.
*     Отсутствие неуспевающих по предмету.
*     Увеличение количества учащихся с успешной сдачей экзамена.
*     Учащиеся становятся призерами олимпиад и конкурсов различного уровня.

Прогнозируемый результат
Уменьшение количества учащихся с низким уровнем мотивации и повышение качества знаний по предметам.
Направление «Познавательное»
Категория учащихся
учащиеся, заинтересованные в углубленном и расширенном изучении русского языка и литературы, участии в олимпиадах и конкурсах.
Цель
формирование универсальных учебных умений учащихся, обеспечивающих успешность достижение высокого уровня обучения и познания учебного материала.
Задачи

* Оптимальное развитие способностей у учащихся, обеспечивающих успешность  и привитие учащимся определенных навыков исследовательского характера
* Воспитание высокой культуры
* Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.
* Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении русского языка в жизни
Методы  и формы работы:

* Предметные олимпиады различного уровня;
* Предметные конкурсы;
* Тьютерское сопровождение старшеклассниками  учащихся более младших классов.
* Проведение исследований;
* Создание проектов;
* Участие в научно-практических конференциях.
Критерий эффективности

*     Увеличение  количества участников олимпиада, конкурсов, конференций;
*     Повышение результативности участия.

Реализация программы через различные формы занятий:
*     Уроки – беседы, заочные экскурсии и путешествия,
*     тренинги,
*     внеурочные мероприятия: театральные постановки, литературно-музыкальные композиции
*     просмотр видеофильмов,
*     заочные и очные художественные выставки,
*     защита проектов,
*     игровые программы, позволяющие школьникам приобретать опыт  нравственного поведения.

   Для учёта индивидуальных особенностей детей для каждого возрастного этапа созданы программы групповой работы по следующей тематике:
Класс
Наименование программы
Цели работы
Краткое описание
5-6
 «В мире русского языка»

Формирование положительного отношения к познанию  русского языка.
Программа направлена на формирование навыков решения орфографических и пунктуационных задач, формирование познавательного интереса учащихся к изучению русского языка.
8
«Основы русской грамматики»
Формирование высокого уровня активности в овладении предметом – русский язык.
Программа направлена на формирование навыков познавательной деятельности, поддержание интереса к изучению русского языка
9-11
 «ОГЭ и ЕГЭ без проблем»
Формирование навыков решения орфографических и пунктуационных задач, представленных на экзамене. Формирование речевого навыка для создания связного текста.
Программы реализует задачи по развитию практических умений учащихся, заинтересованных в изучении русского языка и формирует познавательную активность всех категорий учащихся.
9-11
«Любители изящной словесности»
Развитие речевых навыков, умений   анализировать тексты различных стилей и создавать собственный связный текст.
Программа реализует задачи по развитию у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с текстом.

5-11
Литературная гостиная
Развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных запросов, интересов, склонностей. Воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу, умения общаться в коллективе.
Программа реализует задачи по развитию речевых навыков, творческих умений и навыков, формирует всесторонне развитую личность, активного гражданина России.

В ходе реализации программы «Уроки успешности» будет обеспечено достижение учащимися учебных и воспитательных результатов  и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме
Второй уровень результатов
- Расширение объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного
- выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
- совершенствование  духовно-нравственных  качеств  личности,
- воспитание  чувства  любви  к  многонациональному  Отечеству, уважительное  отношение  к русской  культуре, к  культурам  других  народов;
- написание  изложений  и  сочинений  на  темы, связанные  с  тематикой, проблематикой  изученных  произведений, классные  и  домашние  творческие  работы,  рефераты  на  литературные  и  общекультурные  темы
Третий уровень результатов
- Увеличение  количества участников олимпиада, конкурсов, конференций;
- Повышение результативности участия в конкурсах различных уровней;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
-способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам
- формулирование  собственного  отношения  к  произведениям  русской  литературы, их  оценка

Ожидаемые результаты
1.Активизация инициативы и творчества учащихся на уроках русского языка и литературы.
 2. Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
3. Создание системы подготовки к сдаче ГИА в 9 и 11 классах.
4. Формирование интереса учащихся к личностно-творческой самореализации через уроки русского языка и литературы.
5. Повышение качества образования и воспитания школьников.

Комментариев нет:

Отправить комментарий