| 
СОГЛАСОВАНО 
на заседании ШМО
  учителей 
русского языка и
  литературы МОУ «СОШ    №35 с УИОП» г.
  Воркуты 
_________________Грозных
  Е.В. 
руководитель ШМО учителей 
русского языка и
  литературы «29» августа 2013 г. | 
УТВЕРЖДАЮ 
Директор МОУ «СОШ № 35
  с УИОП»  
г. Воркуты 
   ______________Рябцева Ю.А.. 
 «31» августа       2013 г | 
Рабочая  программа внеурочной деятельности 
по русскому языку и литературе
Уроки  успешности
                                                            
                   Автор-составитель: 
                                                                    
Грозных Е.В.,
                                                                    
учитель русского языка и литературы
                                                                    
МОУ «СОШ №35 с УИОП», г. Воркуты
                                                         
2013 
Пояснительная
записка
   Русский язык и
литература – это предметы гуманитарного цикла, 
которые позволяют раскрыть перед учащимися  мир общечеловеческих ценностей. С одной
стороны, современное состояние общества делает актуальным проблемы духовно
развитой личности, а значит, способность адекватно реагировать на поступки
окружающих людей, проявляя при этом высоконравственные качества.  С другой стороны,  мы сейчас живем  в мире многообразных технологий, что не
позволяет учащимся в полной мере социализироваться и самореализоваться.
Таким образом, 
знания в гуманитарной области в большей степени необходимы выпускнику
школы. Уровень обучения школьников должен обеспечивать формирование у учащихся
умений постигать вершинные произведения отечественной и мировой литературы,
которые помогут сформировать не только картину жизни, но и сформировать духовно
развитую личность, обладающую гуманистическим мировоззрением, национальным
самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма.
Сформировать данное представление трудно без обучения,
основанного на практической значимости.
Современный выпускник должен иметь стремление к
самосовершенствованию и саморазвитию, а значит, он должен обладать навыками
целеполагания и самоконтроля. Качественно новое представление о личности выпускника
определяет цели обучения, которые должны быть направлены  на 
формирование у школьников умения рассуждать, мыслить, анализировать,
познавать.
Средствами урока трудно организовать реализацию развития
умения школьников планировать свою работу, проявить высокий уровень
самостоятельности, поэтому актуальность внеурочной деятельности по
предмету  в настоящее время  очень высока. 
Средствами внеурочной деятельности возможно обеспечить высокий уровень
формирования основных компетенций учащихся.
Хорошо организованная и  систематическая внеклассная работа дает
возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки,  полученные учащимися на уроках,  с другой — глубже раскрывать богатства
предмета, познакомить учащихся с материалом, которые не изучаются на уроках.
Систематическая внеклассная работа с успехом может обеспечить создание
благоприятных условий для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся. На
внеклассных занятиях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают
многие жизненно необходимые навыки — учатся самостоятельно подбирать и
анализировать материал, пользоваться справочной литературой, проявлять
творческие способности.
Таким образом, целью программы
внеклассной работы по русскому языку и литературе является формирование языковой  
грамотности учащихся, обеспечивающих достижение школьниками необходимого
в жизни и обществе социального и учебного опыта, способствующего достижению
оптимального уровня учебных результатов. 
Задачи
-        
Формирование положительной мотивации к
изучению предмета
-        
Создание условий для эффективного использования
образовательной среды по повышению качества знаний учащихся.
-        
Изучение особенностей слабоуспевающих  и неориентированных на изучение русского
языка и литературы учащихся,  причин их
отставания в учебе и слабой мотивации
-        
Формирование ответственного отношения учащихся к
учебному труду
-        
Развитие творческих способностей учащихся,
удовлетворение их индивидуальны запросов, интересов, склонностей;
-        
Воспитание 
толерантности, уважительного отношения друг к другу, умения общаться в
коллективе.
Программа
предназначена для учащихся с 5 по 11 классы.
Все программные мероприятия
направлены на содействие активному развития личности учащихся, формированию
универсальных учебных умений, а именно:
Личностных
результатов:
-
Формирование целостного мировоззрения, через 
выработку собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые
ставит личный жизненный опыт;
-Учиться
использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения
возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
-Осознавать
свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из
максимума), имеющий отношение к своим интересам. 
-Использовать
свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории
-Оценивать
жизненные ситуации с точки зрения 
нравственного поведения
Средством развития личностных
результатов служит учебный материал и, прежде всего, продуктивные
задания  на:
-
формирование основ мировоззрения и мироздания;
-
воспитание высоконравственных душевных чувств: доброты, милосердия,
сострадания, толерантности, взаимопомощи;
-
развитие интеллектуальных и творческих способностей.
Метапредметными результатами является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные
УУД:
-Самостоятельно
обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной
деятельности.
-Выдвигать
версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели.
-Составлять
(индивидуально или в группе) план решения проблемы.
-Работая
по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать
наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература,
компьютер.
-Планировать
свою индивидуальную образовательную траекторию.
-Работать
по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности,
исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.
-Самостоятельно
осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из
ситуации неуспеха.
-Уметь
оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
-Давать
оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять
направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо
сделать»).
Средством формирования регулятивных УУД
служит соблюдение технологии проблемного диалога и технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные
УУД:
-Анализировать,
сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.
-Строить
логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
-Преобразовывать
информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и
представления информации.
-Использовать
различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое),
приемы слушания.
-Самому
создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
правила информационной безопасности.
-Уметь
использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для
достижения своих целей. 
Средством
формирования познавательных УУД служит учебный материал и прежде всего
продуктивные, нацеленные на: 
-осуществление  поиска необходимой информации для выполнения
учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников
(включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том
числе контролируемом пространстве Интернета;
- построение сообщения в устной и письменной форме;
-
 анализе  текстов различных жанров и типов речи с
выделением существенных и несущественных признаков;
-
применение полученных знаний и умений для решения практических задач  в повседневной жизни.
Коммуникативные
УУД:
-Отстаивая
свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
-В
дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение
механизмом эквивалентных замен).
-Учиться
критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения
(если оно таково) и корректировать его.
 -Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и
договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных
УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и
подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование
элементов технологии продуктивного чтения.
Программа предусматривает отдельные
направления работы, которые систематизируют мероприятия для учащихся с
различным уровнем интереса к изучению русского языка и литературы: 
| 
Направление
  «Профилактическое» | |
| 
Категория
  учащихся | 
учащиеся с
  низким уровнем мотивации и учащиеся, испытывающие значительный уровень
  сложности при овладении учебным материалом. 
   | 
| 
Цель | 
осуществление
  деятельности по предупреждению 
  неуспеваемости | 
| 
Задачи |  формирование
  навыков, обеспечивающих овладение русским языком и литературой на базовом
  уровне, и выполнение практических задач;  содействие
  развитию коммуникативной культуры учащихся;  развитие
  рефлексии, обеспечивающей повышение самооценки. | 
| 
принципы |  Дополнительные
  занятия по русскому языку  проводятся с
  небольшой группой учащихся, достаточно однородными по уровню обученности.  Индивидуальность
  занятий предполагает максимально индивидуальный подход к каждому ребенку.  Систематичность
  проведения занятий.  Постоянный
  анализ результатов обучения и систематическое изучение основных ошибок. | 
| 
Методы  и формы работы: |  Работа по индивидуальным
  образовательным программам  коррекции
  имеющихся трудностей;  Проведение групповых занятий
  по   ликвидации непониманий в  изучении;  Предметные массовые внеклассные
  мероприятия;  Консультации родителей | 
| 
Критерий эффективности |  Повышение уровня мотивации  в изучении русского языка и литературы;  Повышение показателей
  успеваемости.  Содержание деятельности в
  данном направлении в больше степени зависит от индивидуальных и  личностных особенностей детей. Большая
  эффективность достигается при формировании индивидуального образовательного
  маршрута ребенка. | 
| 
Прогнозируемый результат | 
Уменьшение количества учащихся с
  низким уровнем мотивации и повышение качества знаний по предметам. | 
| 
Направление
  «Мотивационное» | |
| 
Категория
  учащихся | 
все учащиеся
  школы. | 
| 
Цель | 
развитие положительной мотивации  учащихся к изучению русского языка и
  литературы | 
| 
Задачи |  расширение
  знаний учащихся по предмету;  содействие
  развитию  способностей учащихся,
  обеспечивающих высокий уровень успешности;  создание
  условий для развития у учащихся умения самостоятельно осуществлять решение
  творческих задач;  расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении
  русского языка  литературы | 
| 
принципы |  Дополнительные
  занятия по русскому языку проводятся в основе принципов добровольности,
  доступности, возрастного соответствия, повышения роли самостоятельности;  Форма
  проведения внеурочных занятия должна вызывать интерес у большого количества
  учащихся школы.  Систематичность
  проведения занятий.  Постоянный
  анализ результатов обучения и систематическое изучение основных ошибок. | 
| 
Методы  и формы работы: |  творческие работы;  предметные вечера и конкурсы;  групповые занятия с сильными
  учащимися;  кружковые занятия;  интеллектуальные конкурсы;  интеллектуальный марафон;  работа по индивидуальным
  планам; | 
| 
Критерий эффективности |  Высокий уровень познавательного
  интереса к предмету.  Отсутствие неуспевающих по предмету.  Увеличение количества учащихся
  с успешной сдачей экзамена.  Учащиеся становятся призерами
  олимпиад и конкурсов различного уровня. | 
| 
Прогнозируемый результат | 
Уменьшение количества учащихся с
  низким уровнем мотивации и повышение качества знаний по предметам. | 
| 
Направление «Познавательное» | |
| 
Категория
  учащихся | 
учащиеся,
  заинтересованные в углубленном и расширенном изучении русского языка и
  литературы, участии в олимпиадах и конкурсах. | 
| 
Цель | 
формирование
  универсальных учебных умений учащихся, обеспечивающих успешность достижение
  высокого уровня обучения и познания учебного материала.  | 
| 
Задачи |  Оптимальное развитие способностей у
  учащихся, обеспечивающих успешность  и
  привитие учащимся определенных навыков исследовательского характера  Воспитание высокой культуры  Развитие у учащихся умения
  самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной
  литературой.  Расширение и углубление
  представлений учащихся о практическом значении русского языка в жизни | 
| 
Методы  и формы работы: |  Предметные олимпиады различного
  уровня;  Предметные конкурсы;  Тьютерское сопровождение
  старшеклассниками  учащихся более
  младших классов.  Проведение исследований;  Создание проектов;  Участие в научно-практических
  конференциях. | 
| 
Критерий
  эффективности |  Увеличение  количества участников олимпиада, конкурсов,
  конференций;  Повышение результативности
  участия. | 
Реализация
программы через различные формы занятий:
 Уроки – беседы, заочные экскурсии и путешествия,
     Уроки – беседы, заочные экскурсии и путешествия, тренинги,
     тренинги,  внеурочные мероприятия: театральные постановки,
литературно-музыкальные композиции
     внеурочные мероприятия: театральные постановки,
литературно-музыкальные композиции просмотр видеофильмов,
     просмотр видеофильмов, заочные и очные художественные выставки,
     заочные и очные художественные выставки, защита проектов,
     защита проектов,  игровые программы, позволяющие школьникам приобретать опыт  нравственного поведения.
     игровые программы, позволяющие школьникам приобретать опыт  нравственного поведения.
   Для учёта индивидуальных особенностей детей
для каждого возрастного этапа созданы программы групповой работы по следующей
тематике:
| 
Класс
   | 
Наименование
  программы | 
Цели
  работы | 
Краткое
  описание | 
| 
5-6 | 
 «В мире русского языка» | 
Формирование
  положительного отношения к познанию 
  русского языка. | 
Программа направлена на формирование навыков решения
  орфографических и пунктуационных задач, формирование познавательного интереса
  учащихся к изучению русского языка. | 
| 
8 | 
«Основы русской
  грамматики» | 
Формирование
  высокого уровня активности в овладении предметом – русский язык. | 
Программа
  направлена на формирование навыков познавательной деятельности, поддержание
  интереса к изучению русского языка | 
| 
9-11 | 
 «ОГЭ и ЕГЭ без проблем» | 
Формирование
  навыков решения орфографических и пунктуационных задач, представленных на
  экзамене. Формирование речевого навыка для создания связного текста. | 
Программы
  реализует задачи по развитию практических умений учащихся, заинтересованных в
  изучении русского языка и формирует познавательную активность всех категорий
  учащихся. | 
| 
9-11 | 
«Любители изящной
  словесности» | 
Развитие речевых
  навыков, умений   анализировать тексты
  различных стилей и создавать собственный связный текст. | 
Программа
  реализует задачи по развитию у учащихся умения самостоятельно и творчески
  работать с текстом. | 
| 
5-11  | 
Литературная
  гостиная | 
Развитие творческих
  способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных запросов, интересов,
  склонностей. Воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу,
  умения общаться в коллективе. | 
Программа
  реализует задачи по развитию речевых навыков, творческих умений и навыков,
  формирует всесторонне развитую личность, активного гражданина России. | 
В ходе реализации
программы «Уроки успешности» будет обеспечено достижение учащимися учебных и воспитательных результатов  и эффектов.
Воспитательные
результаты распределяются по трём уровням.
| 
Первый уровень результатов | 
- понимание
  русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; 
- способность свободно, правильно излагать свои
  мысли в устной и письменной форме | 
| 
Второй уровень результатов | 
- Расширение объема
  словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного - выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения. 
- совершенствование  духовно-нравственных  качеств 
  личности, 
-
  воспитание  чувства  любви 
  к  многонациональному  Отечеству, уважительное  отношение 
  к русской  культуре, к  культурам 
  других  народов; 
- написание 
  изложений  и  сочинений 
  на  темы, связанные  с 
  тематикой, проблематикой 
  изученных  произведений,
  классные  и  домашние 
  творческие  работы,  рефераты 
  на  литературные  и 
  общекультурные  темы | 
| 
Третий уровень результатов | 
- Увеличение 
  количества участников олимпиада, конкурсов, конференций; 
- Повышение
  результативности участия в конкурсах различных уровней; 
- способность извлекать информацию из различных источников, включая
  средства массовой информации, компакт-диски учебного
  назначения, ресурсы Интернета;  
-способность использовать родной язык как
  средство получения знаний по другим учебным предметам 
-
  формулирование  собственного  отношения 
  к  произведениям  русской 
  литературы, их  оценка | 
Ожидаемые результаты
1.Активизация инициативы и творчества учащихся на уроках
русского языка и литературы.
2. Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
2. Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
3. Создание системы подготовки к сдаче ГИА в 9 и 11 классах.
4. Формирование интереса учащихся к личностно-творческой
самореализации через уроки русского языка и литературы.
5. Повышение качества образования
и воспитания школьников.
 
 
Комментариев нет:
Отправить комментарий