Размышления о культуре чтения...
Существует мнение, что культура чтения определяется тем, что читаешь и как читаешь.
Медленное чтение, когда читаешь прекрасно написанную книгу - радость. Медленное чтение, когда читаешь очень трудную книгу или книгу, относящуюся к незнакомой области знания, - необходимость. А вот быстрое чтение необходимо для вспомогательных, информационных целей.
Если мы читаем с тем, чтобы приобретать знания, мы должны читать медленно, записывая все, чему научаемся из книги, все, что на её страницах встретится нам незнакомого.
Существует много разнообразных приемов и методов работы над книгой. Пушкин всегда читал с пером в руках. Толстой вел изо дня в день дневники, куда заносил мысли о прочитанных книгах. Чехов не расставался с записными книжками. Каков бы ни был талант, как и сами творческие методы, одно из первейших условий успеха - организованный труд.
Знаменитый римский оратор Цицерон однажды сказал: "Перо - лучший учитель". Тем самым он хотел подчеркнуть: всякая написанная речь лучше только что придуманной. Чтобы приобрести прочные знания, одного чтения мало. Работа с книгой требует, кроме чтения, умения записывать прочитанное.
Опыт подсказывает: разумнее познакомится с произведением, пусть бегло, составить общее представление о нем, подумать над его содержанием, затем можно прочитанное и записать. Разве не бывает так - прочитаешь книгу и думаешь: "Стоит ли на неё тратить время?" Однако, читая книгу, небесполезно записывать в тетрадку, а ещё удобнее - на отдельные карточки, интересные мысли, факты, цифры. "Незаписанная мысль, - говорил Дмитрий Иванович Менделеев, - потерянный клад..."
Каждый человек сам, конечно, решает, как ему читать - быстро или бегло, записывать свои мысли по поводу прочитанного или пользоваться чужими. Но поверьте, дорогие мои ребята, что чтение книг - это большая работа, это безмолвный диалог наедине с автором и самими собой.
Читайте, познавайте мир, трудитесь и наслаждайтесь встречей с героями книг!