СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО
учителей
русского языка и
литературы МОУ «СОШ №35 с УИОП» г.
Воркуты
_________________Грозных
Е.В.
руководитель ШМО учителей
русского языка и
литературы «29» августа 2013 г.
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «СОШ № 35
с УИОП»
г. Воркуты
______________Рябцева Ю.А..
«31» августа 2013 г
|
Рабочая программа внеурочной деятельности
по русскому языку и литературе
Уроки успешности
Автор-составитель:
Грозных Е.В.,
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ №35 с УИОП», г. Воркуты
2013
Пояснительная
записка
Русский язык и
литература – это предметы гуманитарного цикла,
которые позволяют раскрыть перед учащимися мир общечеловеческих ценностей. С одной
стороны, современное состояние общества делает актуальным проблемы духовно
развитой личности, а значит, способность адекватно реагировать на поступки
окружающих людей, проявляя при этом высоконравственные качества. С другой стороны, мы сейчас живем в мире многообразных технологий, что не
позволяет учащимся в полной мере социализироваться и самореализоваться.
Таким образом,
знания в гуманитарной области в большей степени необходимы выпускнику
школы. Уровень обучения школьников должен обеспечивать формирование у учащихся
умений постигать вершинные произведения отечественной и мировой литературы,
которые помогут сформировать не только картину жизни, но и сформировать духовно
развитую личность, обладающую гуманистическим мировоззрением, национальным
самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма.
Сформировать данное представление трудно без обучения,
основанного на практической значимости.
Современный выпускник должен иметь стремление к
самосовершенствованию и саморазвитию, а значит, он должен обладать навыками
целеполагания и самоконтроля. Качественно новое представление о личности выпускника
определяет цели обучения, которые должны быть направлены на
формирование у школьников умения рассуждать, мыслить, анализировать,
познавать.
Средствами урока трудно организовать реализацию развития
умения школьников планировать свою работу, проявить высокий уровень
самостоятельности, поэтому актуальность внеурочной деятельности по
предмету в настоящее время очень высока.
Средствами внеурочной деятельности возможно обеспечить высокий уровень
формирования основных компетенций учащихся.
Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает
возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой — глубже раскрывать богатства
предмета, познакомить учащихся с материалом, которые не изучаются на уроках.
Систематическая внеклассная работа с успехом может обеспечить создание
благоприятных условий для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся. На
внеклассных занятиях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают
многие жизненно необходимые навыки — учатся самостоятельно подбирать и
анализировать материал, пользоваться справочной литературой, проявлять
творческие способности.
Таким образом, целью программы
внеклассной работы по русскому языку и литературе является формирование языковой
грамотности учащихся, обеспечивающих достижение школьниками необходимого
в жизни и обществе социального и учебного опыта, способствующего достижению
оптимального уровня учебных результатов.
Задачи
-
Формирование положительной мотивации к
изучению предмета
-
Создание условий для эффективного использования
образовательной среды по повышению качества знаний учащихся.
-
Изучение особенностей слабоуспевающих и неориентированных на изучение русского
языка и литературы учащихся, причин их
отставания в учебе и слабой мотивации
-
Формирование ответственного отношения учащихся к
учебному труду
-
Развитие творческих способностей учащихся,
удовлетворение их индивидуальны запросов, интересов, склонностей;
-
Воспитание
толерантности, уважительного отношения друг к другу, умения общаться в
коллективе.
Программа
предназначена для учащихся с 5 по 11 классы.
Все программные мероприятия
направлены на содействие активному развития личности учащихся, формированию
универсальных учебных умений, а именно:
Личностных
результатов:
-
Формирование целостного мировоззрения, через
выработку собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые
ставит личный жизненный опыт;
-Учиться
использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения
возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
-Осознавать
свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из
максимума), имеющий отношение к своим интересам.
-Использовать
свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории
-Оценивать
жизненные ситуации с точки зрения
нравственного поведения
Средством развития личностных
результатов служит учебный материал и, прежде всего, продуктивные
задания на:
-
формирование основ мировоззрения и мироздания;
-
воспитание высоконравственных душевных чувств: доброты, милосердия,
сострадания, толерантности, взаимопомощи;
-
развитие интеллектуальных и творческих способностей.
Метапредметными результатами является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные
УУД:
-Самостоятельно
обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной
деятельности.
-Выдвигать
версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели.
-Составлять
(индивидуально или в группе) план решения проблемы.
-Работая
по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать
наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература,
компьютер.
-Планировать
свою индивидуальную образовательную траекторию.
-Работать
по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности,
исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.
-Самостоятельно
осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из
ситуации неуспеха.
-Уметь
оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
-Давать
оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять
направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо
сделать»).
Средством формирования регулятивных УУД
служит соблюдение технологии проблемного диалога и технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные
УУД:
-Анализировать,
сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.
-Строить
логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
-Преобразовывать
информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и
представления информации.
-Использовать
различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое),
приемы слушания.
-Самому
создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
правила информационной безопасности.
-Уметь
использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для
достижения своих целей.
Средством
формирования познавательных УУД служит учебный материал и прежде всего
продуктивные, нацеленные на:
-осуществление поиска необходимой информации для выполнения
учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников
(включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том
числе контролируемом пространстве Интернета;
- построение сообщения в устной и письменной форме;
-
анализе текстов различных жанров и типов речи с
выделением существенных и несущественных признаков;
-
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.
Коммуникативные
УУД:
-Отстаивая
свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
-В
дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение
механизмом эквивалентных замен).
-Учиться
критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения
(если оно таково) и корректировать его.
-Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и
договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных
УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и
подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование
элементов технологии продуктивного чтения.
Программа предусматривает отдельные
направления работы, которые систематизируют мероприятия для учащихся с
различным уровнем интереса к изучению русского языка и литературы:
Направление
«Профилактическое»
|
|
Категория
учащихся
|
учащиеся с
низким уровнем мотивации и учащиеся, испытывающие значительный уровень
сложности при овладении учебным материалом.
|
Цель
|
осуществление
деятельности по предупреждению
неуспеваемости
|
Задачи
|
формирование
навыков, обеспечивающих овладение русским языком и литературой на базовом
уровне, и выполнение практических задач;
содействие
развитию коммуникативной культуры учащихся;
развитие
рефлексии, обеспечивающей повышение самооценки.
|
принципы
|
Дополнительные
занятия по русскому языку проводятся с
небольшой группой учащихся, достаточно однородными по уровню обученности.
Индивидуальность
занятий предполагает максимально индивидуальный подход к каждому ребенку.
Систематичность
проведения занятий.
Постоянный
анализ результатов обучения и систематическое изучение основных ошибок.
|
Методы и формы работы:
|
Работа по индивидуальным
образовательным программам коррекции
имеющихся трудностей;
Проведение групповых занятий
по ликвидации непониманий в изучении;
Предметные массовые внеклассные
мероприятия;
Консультации родителей
|
Критерий эффективности
|
Повышение уровня мотивации в изучении русского языка и литературы;
Повышение показателей
успеваемости.
Содержание деятельности в
данном направлении в больше степени зависит от индивидуальных и личностных особенностей детей. Большая
эффективность достигается при формировании индивидуального образовательного
маршрута ребенка.
|
Прогнозируемый результат
|
Уменьшение количества учащихся с
низким уровнем мотивации и повышение качества знаний по предметам.
|
Направление
«Мотивационное»
|
|
Категория
учащихся
|
все учащиеся
школы.
|
Цель
|
развитие положительной мотивации учащихся к изучению русского языка и
литературы
|
Задачи
|
расширение
знаний учащихся по предмету;
содействие
развитию способностей учащихся,
обеспечивающих высокий уровень успешности;
создание
условий для развития у учащихся умения самостоятельно осуществлять решение
творческих задач;
расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении
русского языка литературы
|
принципы
|
Дополнительные
занятия по русскому языку проводятся в основе принципов добровольности,
доступности, возрастного соответствия, повышения роли самостоятельности;
Форма
проведения внеурочных занятия должна вызывать интерес у большого количества
учащихся школы.
Систематичность
проведения занятий.
Постоянный
анализ результатов обучения и систематическое изучение основных ошибок.
|
Методы и формы работы:
|
творческие работы;
предметные вечера и конкурсы;
групповые занятия с сильными
учащимися;
кружковые занятия;
интеллектуальные конкурсы;
интеллектуальный марафон;
работа по индивидуальным
планам;
|
Критерий эффективности
|
Высокий уровень познавательного
интереса к предмету.
Отсутствие неуспевающих по предмету.
Увеличение количества учащихся
с успешной сдачей экзамена.
Учащиеся становятся призерами
олимпиад и конкурсов различного уровня.
|
Прогнозируемый результат
|
Уменьшение количества учащихся с
низким уровнем мотивации и повышение качества знаний по предметам.
|
Направление «Познавательное»
|
|
Категория
учащихся
|
учащиеся,
заинтересованные в углубленном и расширенном изучении русского языка и
литературы, участии в олимпиадах и конкурсах.
|
Цель
|
формирование
универсальных учебных умений учащихся, обеспечивающих успешность достижение
высокого уровня обучения и познания учебного материала.
|
Задачи
|
Оптимальное развитие способностей у
учащихся, обеспечивающих успешность и
привитие учащимся определенных навыков исследовательского характера
Воспитание высокой культуры
Развитие у учащихся умения
самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной
литературой.
Расширение и углубление
представлений учащихся о практическом значении русского языка в жизни
|
Методы и формы работы:
|
Предметные олимпиады различного
уровня;
Предметные конкурсы;
Тьютерское сопровождение
старшеклассниками учащихся более
младших классов.
Проведение исследований;
Создание проектов;
Участие в научно-практических
конференциях.
|
Критерий
эффективности
|
Увеличение количества участников олимпиада, конкурсов,
конференций;
Повышение результативности
участия.
|
Реализация
программы через различные формы занятий:
Уроки – беседы, заочные экскурсии и путешествия,
тренинги,
внеурочные мероприятия: театральные постановки,
литературно-музыкальные композиции
просмотр видеофильмов,
заочные и очные художественные выставки,
защита проектов,
игровые программы, позволяющие школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Для учёта индивидуальных особенностей детей
для каждого возрастного этапа созданы программы групповой работы по следующей
тематике:
Класс
|
Наименование
программы
|
Цели
работы
|
Краткое
описание
|
5-6
|
«В мире русского языка»
|
Формирование
положительного отношения к познанию
русского языка.
|
Программа направлена на формирование навыков решения
орфографических и пунктуационных задач, формирование познавательного интереса
учащихся к изучению русского языка.
|
8
|
«Основы русской
грамматики»
|
Формирование
высокого уровня активности в овладении предметом – русский язык.
|
Программа
направлена на формирование навыков познавательной деятельности, поддержание
интереса к изучению русского языка
|
9-11
|
«ОГЭ и ЕГЭ без проблем»
|
Формирование
навыков решения орфографических и пунктуационных задач, представленных на
экзамене. Формирование речевого навыка для создания связного текста.
|
Программы
реализует задачи по развитию практических умений учащихся, заинтересованных в
изучении русского языка и формирует познавательную активность всех категорий
учащихся.
|
9-11
|
«Любители изящной
словесности»
|
Развитие речевых
навыков, умений анализировать тексты
различных стилей и создавать собственный связный текст.
|
Программа
реализует задачи по развитию у учащихся умения самостоятельно и творчески
работать с текстом.
|
5-11
|
Литературная
гостиная
|
Развитие творческих
способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных запросов, интересов,
склонностей. Воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу,
умения общаться в коллективе.
|
Программа
реализует задачи по развитию речевых навыков, творческих умений и навыков,
формирует всесторонне развитую личность, активного гражданина России.
|
В ходе реализации
программы «Уроки успешности» будет обеспечено достижение учащимися учебных и воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные
результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов
|
- понимание
русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа;
- способность свободно, правильно излагать свои
мысли в устной и письменной форме
|
Второй уровень результатов
|
- Расширение объема
словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного
- выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
- совершенствование духовно-нравственных качеств
личности,
-
воспитание чувства любви
к многонациональному Отечеству, уважительное отношение
к русской культуре, к культурам
других народов;
- написание
изложений и сочинений
на темы, связанные с
тематикой, проблематикой
изученных произведений,
классные и домашние
творческие работы, рефераты
на литературные и
общекультурные темы
|
Третий уровень результатов
|
- Увеличение
количества участников олимпиада, конкурсов, конференций;
- Повышение
результативности участия в конкурсах различных уровней;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая
средства массовой информации, компакт-диски учебного
назначения, ресурсы Интернета;
-способность использовать родной язык как
средство получения знаний по другим учебным предметам
-
формулирование собственного отношения
к произведениям русской
литературы, их оценка
|
Ожидаемые результаты
1.Активизация инициативы и творчества учащихся на уроках
русского языка и литературы.
2. Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
2. Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
3. Создание системы подготовки к сдаче ГИА в 9 и 11 классах.
4. Формирование интереса учащихся к личностно-творческой
самореализации через уроки русского языка и литературы.
5. Повышение качества образования
и воспитания школьников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий