четверг, 14 июля 2016 г.

Борис Андреевич Лавренев…


Первое мое знакомство с этим писателем произошло по фильму «Сорок первый», снятому по одноименной повести. Это произведение  произвело на меня неизгладимое  впечатление. До сих пор поражает история героев, которые волей судьбы оказались вместе, но по разные стороны баррикады. Как же жестока революция, гражданская война! Любая война! Она не спрашивает, кто враг, кто друг, она заставляет человека делать  такой выбор, от которого кровь холодеет. История героев повести показывает всю несовместимость войны и насилия с человеческим счастьем, самой человеческой природой.

Люди должны любить друг  друга, а не убивать!

Лавренев заставляет нас задуматься над важным вопросом: где это видано, чтобы женщина, которая должна давать новую жизнь, убивала и вела счёт убитым? А ведь на боевом счету Марютки, которая находится в красноармейском отряде на лучшем счету, уже 40 убитых белогвардейцев. Сорок первым в её послужном списке станет Он - поручик Говоруха-Отрок, её любимый,  а пока они, один на один, остаются в пространстве песка, неба, моря и сильных противоречивых чувств.

Захватывающая история о том, как на дикий остров судьбой забрасываются мужчина и женщина— враги, потерпевшие аварию на море в сильный шторм, не отпускает до конца книги и держит в напряжении: что же будет дальше?  Марютка и Говоруха – Отрок полюбили друг друга. Но как можно полюбить своего классового врага! Как страшно звучала эта мысль в те далекие революционные годы!

Марютку нельзя обвинять в убийстве любимого человека, она не виновата в том, что ей пришлось убить того, за которого она бы сама отдала жизнь. Виной же трагедии является то, что они – “дети страшных лет России”, и читатель должен понять это . С одной стороны, Марютка счастлива выполненным долгом, но с другой стороны,  глубоко несчастна как человек. Эта мысль произведения «Сорок первый» была гуманной, во многом новаторской, звала людей к активному преобразованию жизни на принципах свободы и равенства, братства и справедливости.

Но я до сих пор не могу этого принять сердцем. Единственное, что можно понять разумом, так это то, что время было ужасное - время выбора между долгом и простым человеческим счастьем. И что пугает: многие выбирали долг.

И  печалится не только читатель, но и сам писатель, поэтому повесть его окрашивается в скорбные трагические тона. Писатель печалится потому, что любовь в мире людей не должна погибать. Она нуждается в таком справедливом устройстве жизни, чтобы ее не душили никакие конфликты, чтобы не были в страшном, непримиримом разладе долг и чувства.

Почему я вспомнила о Борисе Лавреневе и его повести «Сорок первый»?

17 июля – юбилейная дата. 125 лет со дня рождения этого  русского писателя, который о своей жизни говорил следующее: "Мне посчастливилось жить в эпоху великих социальных сдвигов, наблюдать крушение старого мира и рождение нового. Вспоминая пережитое, я всегда повторяю чудесные строки Тютчева: «Блажен, кто посетил сей мир // В минуты роковые".

Сам Борис Андреевич Лавренев был очень красив. Красив не только природной внешностью, но и своим прекрасным духовным миром. Высокий, суховатый, подтянутый, с большими горящими глазами, благородным седым зачесом, в морском кителе, который он носил чаще гражданского костюма, Борис Лавренев был образцом гармонически развитой личности.
Жизнь этого писателя и судьба его героев продолжает волновать людей, радовать их, помогать им любить и ценить то, что дает  Жизнь.