И снова двери распахнула литературная гостиная, посвященная революции 1917 года. ребята искали ответ на непростой вопрос: что же есть Октябрьская
революция - “праздник угнетённых и трудящихся” или “окаянные дни”?
В первой половине 19 века великий поэт Михаил
Лермонтов утверждал:
Посмотреть гостиную можно по следующей ссылке
https://youtu.be/XTEE7sb6uvs
В первой половине 19 века великий поэт Михаил
Лермонтов утверждал:
Настанет год, России чёрный год,
Когда царей корона упадёт;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь…
Когда царей корона упадёт;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь…
Как он был прав!
День за днем ребята проследили путь рождения революции, который отразился в стихотворениях поэтов и в творчестве писателей.
Революция — это ревы улиц,
это топот толп, прочтенный вслух.
Только в революцию можно стать под пули,
грудью их отвеяв, словно пух.
это топот толп, прочтенный вслух.
Только в революцию можно стать под пули,
грудью их отвеяв, словно пух.
Революция — это души настежь!
Сердце сбило всех обид замки,
и в пустые ребра, как очей ни застишь,
небо набивает синевы комки.
Сердце сбило всех обид замки,
и в пустые ребра, как очей ни застишь,
небо набивает синевы комки.
Революция — это праздник праздных,
тех, кто не у дел был — даль привет:
только в революции за дело казни,
за безделье ж казней нет!
тех, кто не у дел был — даль привет:
только в революции за дело казни,
за безделье ж казней нет!
Октябрь для каждого был свой. Для Багрицкого он ассоциируется с крестьянином и рабочим человеком, которые
настрадались за многие века и теперь готовы бороться до конца. Вот почему
Октябрь пламенем горит над миром.
Вперед, вперед. Свершился час урочный,
Все задрожало перед новым клиром,
Когда, поднявшись над страной полночной,
Октябрьский пламень загудел над миром.
Все задрожало перед новым клиром,
Когда, поднявшись над страной полночной,
Октябрьский пламень загудел над миром.
Александр Блок в своем очерке «Интеллигенция и революция»
прямо выражает свое отношение к революционным событиям, используя такие
выражения как: "Россия
гибнет", "России больше нет", "вечная память России",
слышу я вокруг себя. Но передо мной - Россия: та, которую видели в устрашающих
и пророческих снах наши великие писатели; тот Петербург, который видел
Достоевский; та Россия, которую Гоголь назвал несущейся тройкой".
Иван Бунин назвал Революцию
«окаянными днями».
Основу произведения составляет документированное осмысление Буниным разворачивавшихся в Москве
1918 года и в Одессе 1919 года революционных событий, свидетелем которых он
стал. Воспринимая революцию как национальную катастрофу, Бунин тяжело переживал
происходившие в России события, что объясняет мрачную, подавленную интонацию
произведения.
Галина Кузнецова так написала в своем дневнике: «В сумерки
Иван Алексеевич вошёл ко мне и дал свои «Окаянные дни». Как тяжёл этот
дневник!! Как ни будь он прав — тяжело это накопление гнева, ярости,
бешенства временами. Коротко сказала что-то по этому поводу — рассердился!
Я виновата, конечно. Он это выстрадал, он был в известном возрасте, когда писал
это…» На страницах «Окаянных дней» Бунин темпераментно, гневно
выражает своё крайнее неприятие большевиков и их вождей.
Последствия
революции в культуре были тяжелы. Сначала часть писателей, предвидя свою
ненужность в новом обществе и, следовательно, свою незавидную участь оказаться
случайно или по ошибке расстрелянными, эмигрировали сами. Это такие писатели и
поэты, как И. Бунин и В. Ходасевич, философы, как Мережковский, композиторы,
как С. Рахманинов, художники, как М. Кандинский
Других,
как, скажем, Бердяева и Сорокина, выслали в 1922 году.
Третьи,
как Шаляпин, оказались “невозвращенцами”.
По
неполным данным, 17 тысяч деятелей культуры, науки, искусства, из них только
литераторов более тысячи, было погублено и ещё 600 с трудом выжило.
Но
и те из лучших, кто по разным причинам остался, были обречены на полуголодное
существование и безгласность, как, например, Платонов и Булгаков. Кое-кто не
вынес и покончил с собой, как Есенин, или поначалу не согласившийся с ним
Маяковский, или “возвращенка” М. Цветаева.
Наконец,
кое-кто, опять-таки из лучших, из тех, кто принял режим и был обласкан им,
оказались обречёнными на творческое бесплодие, как Блок и Горький, или
вырождение таланта, как Фадеев, который в конечном счёте покончил с собой.
Остальных
бесконечно третировали, обвиняли в “декадентстве”, как Ахматову, или впрямую
называли “подонками советской литературы”, как М. Зощенко. За одно
разоблачительное стихотворение поэта могли арестовать и погубить, как
Мандельштама, а за величальное – даровать жизнь, как Пастернаку.
Итак,
что же такое революция: величайшее событие двадцатого века или «окаянные дни»?
Каждый сам должен дать себе ответ. Но в то время большинство людей свято верили, что это все
правильно, поэтому пели «Интернационал».
Посмотреть гостиную можно по следующей ссылке
https://youtu.be/XTEE7sb6uvs
Комментариев нет:
Отправить комментарий